ФГОС

С 1 января 2014 года действует новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

«Главная миссия Стандарта – наполнить жизнь ребёнка позитивными переживаниями детства!»
А.Г. Асмолов

     Основным в дошкольном воспитании должна быть не подготовка к школе, а индивидуальное развитие каждого ребенка, следует из опубликованного Министерством образования проекта федерального государственного стандарта дошкольного образования. В качестве эксперимента положения документа действуют в нескольких регионах уже с 1 сентября 2013 года. Такой стандарт был разработан в России впервые. Он вводится в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании». Новый стандарт в документальной форме устанавливает принципы содержания детей в детских садах для того, чтобы мог исполняться федеральный закон «Об образовании».
Если все образовательные программы определяются через приобретение тех или иных знаний, то здесь совершенно другое определение основной образовательной программы дошкольного образования. Впервые она определяется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей, а не как программа обучения детей.
Одна из важнейших задач стандарта — поддержка индивидуальности ребенка и развитие его потенциала. Должно обеспечиваться многообразие содержания образовательных программ. Теперь они будут формироваться с учетом различных уровней сложности, которые будут зависеть от способностей ребенка и его образовательных потребностей. Если он любит, например, рисовать, воспитатели должны будут сделать все возможное, чтобы развить его способности, правда, только посоветовавшись с родителями. Самое важное, что проходит через весь стандарт, — поощрение инициативы ребенка, а взрослый лишь посредник, который поощряет эту инициативу.

Сейчас происходит разрушение культурной жизни детства. Давление школы на дошкольное образование недопустимо, его нужно оградить. В зависимости от возраста нужно обеспечить виды деятельности, освоив которые, ребенок сможет подготовиться к учебной деятельности. Главное, что он подойдет с мотивацией – «хочу учиться». А не бессмысленно будет отличать букву «а» от буквы «б», поскольку это совершенно вне логики детского дошкольного развития. Знаковое опосредование, принятие ролевых позиций, развитие воображения, любопытство и любознательность – это ключевые моменты готовности детей к школе. Разработчики делают акцент не на том, чтобы ребенок перед походом в первый класс уже знал школьную программу, а на развитие способностей, которые соответствуют дошкольному возрасту, – к играм, рисованию, конструированию. Большое внимание будет уделяться развитию у ребенка инициативности, его взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Социализация ребенка — как он общается с другими детьми и воспитателями, занимается различной деятельностью — в новом стандарте дошкольного образования утверждается в качестве основного критерия развития ребенка наравне с индивидуализацией.
Основная образовательная программа предполагает обязательную часть и часть, которая будет формироваться участниками образовательных отношений. Обязательной частью считается программа поддержки социализации и индивидуализации детей. Сюда входит объяснение основ поведения в быту, в природе, в обществе, формирование правил поведения на уровне «что такое хорошо и что такое плохо», восприятие окружающего мира. Вторая часть будет включать программы развития в одной или нескольких областях. Например, если в детском саду будет в игровой форме проходить обучение английскому языку, то специально подготовленные педагоги или организации будут участвовать в подготовке методики обучения.
В этом стандарте было наложено вето на образовательные результаты, которые получатся после введения этого документа. Установлено многообразие образовательных программ, что правильно. В основной части закладываются требования, которые будут ориентирами для разработчиков программ, чтобы вариативность и многообразие программ не превратилась в хаос, чтобы любой желающий не мог разработать свою программу и начать заниматься с детьми.
В детских садах может проводиться оценка динамики развития детей, в том числе измерение личностных образовательных результатов. Оценка проводится воспитателями вместе с педагогами-психологами только с согласия родителей. Результаты этого мониторинга могут использоваться лишь для оптимизации работы с детьми либо для индивидуализации образования.
Ребенок, по новому стандарту, должен развиваться в четырех образовательных областях: коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и в области физического развития. Дети будут заниматься ходьбой, бегом, прыжками, лазаньем, катанием на самокате, санках, велосипеде, ходьбой на лыжах. Они будут играть, общаться со взрослыми и сверстниками, исследовать окружающий мир и экспериментировать с ним, слушать произведения фольклора и литературы, учиться конструировать, рисовать, лепить, петь, танцевать, а также учиться элементарной трудовой деятельности.
Проект учитывает интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Для них должны быть созданы адаптированные образовательные программы. В детских садах, где есть дети с ограниченными возможностями, должны работать ассистенты, которые будут оказывать детям необходимую помощь. Кроме того, в детском саду должны быть организованы групповые и коррекционные занятия.
Отдельно в стандарте прописано уважение педагогов к их воспитанникам и то, что образовательный процесс должен учитывать интересы и возможности каждого ребенка; прописана защита детей от всех форм физического и психического насилия, что отсылает к п. 1.9 статьи 34 нового закона «Об образовании».

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования 

 

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО